Почему метод Хеллингера набирает все большую популярность у психологов?

Семейные расстановки – это метод, созданный немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером. В своей психологической практике он столкнулся со случаями странных симптомов у своих пациентов. Некоторые из них не хотели жить, испытывали странное чувство вины и тревогу, истоки которой он не мог найти в их биографии…

Семейные расстановки – это метод, созданный немецким психотерапевтом Бертом Хеллингером. В своей психологической практике он столкнулся со случаями странных симптомов у своих пациентов. Некоторые из них не хотели жить, испытывали странное чувство вины и тревогу, истоки которой он не мог найти в их биографии.

Позже Хеллингер обнаружил, что многие из них были потомками известных и неизвестных нацистов, которые совершали весьма жестокие поступки по отношению к военнопленным. Это были и казни, и пытки, и многое другое, что обычно описывают, когда говорят об ужасах Второй мировой.

В конце концов, ему стало понятно, что причиной их необъяснимых страданий оказывались события в жизни их предков – нацистов. Это послужило толчком в создании концепции, в которой человек является частью своего рода и все события, произошедшие в его роду, так или иначе, влияют на его теперешнюю жизнь.

Если один член рода совершает какой-то поступок, то другие члены рода начинают компенсировать его. Другими словами, если дед был палачом, то внук может проигрывать роль жертвы, как бы уравновешивая вину своего деда. Он может быть очень застенчивым, неуверенным в себе человеком, постоянно испытывающим чувство вины, тревоги и т.д. Именно подобные случаи и подтолкнули к понимаю, что некоторые соматические проявления могут иметь причиной не только известные события в биографии пациента.

Сам метод заключается в том, что причины сложностей в жизни клиента ищут не только в его убеждениях, складе личности и особенностях мировоззрения, но и в тех эмоциях, поступках, которые совершали его предки. В ряде случаев, изменить неадаптивное поведение или решить проблему можно, только осознав и разрешив ее истоки в роду. А как конкретно выясняется, что происходило в семье и роду и какие жизненные законы были нарушены, объяснить очень сложно.

Сами психологи объясняют это мистическими свойствами энергии группы.

Если несколько незнакомых человек начинают примерять на себя роли матери, отца, бабушки и других членов семьи и рода пациента, встают определенным образом, то они в какой-то момент начинают переживать эмоции и ситуации тех людей, кого они замещают.

Например, два человека, замещающие родителей кого-либо, встают напротив друг друга, и каждому из них есть что сказать другому. Они могут почувствовать раздражение, обиду или, наоборот, тепло и поддержку, которые и являются теми эмоциями, которые были у родителей. Заместители (те, кто встают в определенные роли членов семьи пациента) как бы начинают проигрывать те роли, на которые они встали. Это очень сложно объяснить человеку, который не пережил это.

Например, когда стоишь в роли, то становится понятно, как жил этот человек, что он чувствовал. И если задать вопрос, как он относился к чему-либо – сразу возникает ответ и понимание. И это ощущение необычно тем, что ты понимаешь, что ответ дает сама роль, а ты просто считываешь его на каком-то интуитивном уровне. При этом не теряется ощущение себя настоящего – ты можешь отличить ощущение, идущее от роли. от своего личного опыта.

Строго научное объяснение этому феномену отсутствует, однако это не мешает многочисленным последователям Хеллингера пользоваться его методом для разрешения своих психологических затруднений.

Многие говорят, что это похоже на чудо. Особенно, когда посторонние люди начинают рассказывать те эмоциональные нюансы, которые были в семье незнакомого им человека, родственников которого они замещали.

Оказывается, таким образом можно не только выявить те особенности взаимоотношений, которые возникли в семье и роду человека и привели к определенным проблемам, но и разрешить конфликты, погасить неприятные события.

Например, в случаях, когда пациенты Хеллингера испытывали чувства вины и тревоги, необходимо было представить своих предков, их жертвы и попросить прощения за своих предков у всех тех, кто пострадал от их рук. Во многих случаях после такого символического действия неприятные симптомы исчезали.