Чему психотерапии стоило бы поучиться у религии?

Самый большой потрясающий недостаток современной психотерапии – это ее гордыня и презрение к религиям, традициям и ритуалам. Сейчас поясню, почему это ужасно.
Дело в том, что все-все-все религии, традиции и ритуалы мира занимаются тем же самым, что и все-все-все психотерапевтические школы мира…

Самый большой потрясающий недостаток современной психотерапии – это ее гордыня и презрение к религиям, традициям и ритуалам. Сейчас поясню, почему это ужасно.

Дело в том, что все-все-все религии, традиции и ритуалы мира занимаются тем же самым, что и все-все-все психотерапевтические школы мира. Вот только психотерапия занимается этим лет сто от силы, а религия – тысячелетиями. То есть как минимум в несколько десятков раз дольше. И теории, и практического опыта было накоплено соответственно.

Причем никаких «научных» преимуществ психотерапия перед религией тупо не имеет. Потому что предмет их обоих – человеческое сознание – научными методами непознаваемо принципиально. Так что никаких новых инструментов психотерапия перед религией не имеет. И в результате психотерапия, несмотря на свое «современное» происхождение, изобретает велосипеды там, где религия давно летает на космолетах.

Если конкретнее, то психотерапия сейчас в лучшем случае освоила методы исповеди и покаяния, да и то какими-то извращенными способами. То есть когда религия давно уже определила, что надо честно признаваться себе во всех своих грехах и стремиться преодолеть их, психотерапия просто предлагает вспомнить моменты, когда вам было плохо. Причем не признавая это «плохо» своим грехом и не стремясь к его преодолению. Про понятия самопожертвования, искупления, очищающего страдания, подвижничества и так далее психотерапия вообще не знает – додумается, судя по скорости, еще только через пару сотен лет.

Это касается не только религии, а всего традиционного вообще. Пока для психотерапии главной загадкой остается вопрос человеческой мотивации, в армии людям дают мотивацию голыми по снегу ползти и под танки бросаться. Пока психотерапия рассуждает о высших функция психики, традиционная культура их воспитывает. Пока психотерапия изучает вопросы психической внушаемости, политики внушают нам всем так ловко, что никакие психотерапевты этого даже не заметят.

Поэтому очень хочется все-таки предложить психотерапевтам презреть гордыню, поставить в чулан свои кривые велосипеды и начать все-таки изучать труды тех, кто уже давным-давно строит космолеты.

P. S. Замечу: речь не идет о том, чтобы слепо начать верить в Бога. Речь о том, чтобы изучить то, над чем корпели религиозные деятели тысячелетиями, и, возможно, немного откорректировать в свете современных знаний и перевести на язык современных терминов. Но не тупо отрицать же.

Впрочем, если посмотреть историю психотерапии, многое становится ясно. Фрейд изучал нарушения, связанные с подавлением различных желаний традиционными религиозными нормами. Поскольку подобные нарушения действительно существуют, была предложена революционная гипотеза, что если все нормы поубирать – психика придет в норму (извините за каламбур). Как следствия, все традиционные нормы психотерапия игнорирует, считая их причинами психических заболеваний. Хотя они, как правило, создавались, наоборот, для их излечения.