Как алкоголь влияет на социальное поведение?

О потенциальном вреде алкоголя писано-переписано. Тем не менее люди пьют спиртные напитки и, вопреки всем предупреждениям медиков, не собираются от них отказываться. Что же это за напасть такая?
«Алкоголь – друг или враг?» – среди многих других это тема дискуссии фестиваля «Пинта науки», где академические эксперты обсуждают последние научные достижения, сидя в пабе…

О потенциальном вреде алкоголя писано-переписано. Тем не менее люди пьют спиртные напитки и, вопреки всем предупреждениям медиков, не собираются от них отказываться. Что же это за напасть такая?

«Алкоголь – друг или враг?» – среди многих других это тема дискуссии фестиваля «Пинта науки», где академические эксперты обсуждают последние научные достижения, сидя в пабе. Инициатор алкогольной темы доктор Ян Митчел (Ian Mitchell), старший преподаватель психологии из Университета Бирмингема, изложил свои взгляды на страницах одного из университетских сайтов.

По мнению Митчела, употребление алкоголя связано с агрессивным поведением, болезнями и травмами. Тем не менее многие люди, возможно – большинство, предпочитают пить в компаниях.

Парадокс? Совсем нет. Такое поведение связано с тем, что алкоголь, воздействуя на мозг, уменьшает тревогу и вызывает эйфорию. Он обостряет эмпатию и заставляет нас видеть окружающих более привлекательными, чем мы их воспринимаем в трезвом состоянии. Почему так происходит?

Алкоголь, наряду с никотином и кофеином, один из самых массовых наркотиков в мире. Попадая в мозг, он воздействует на специфические рецепторы ГАМК и повышает их активность. Добравшись до мозга, коварный алкоголь «использует» ГАМК-систему, чтобы повысить уровень допамина, «выдавая» тем самым мозгу химическое вознаграждение за труды.

Человек на ранней стадии алкогольного опьянения ощущает эйфорию и удовлетворение. По мере увеличения концентрации в крови с помощью все тех же рецепторов алкоголь снижает активность схем мозга, ответственных за тревожность и страх. Возникает состояние, описанное поговоркой «Пьяному и море по колено». Люди перестают адекватно воспринимать риски и неверно оценивают обстановку. Сигналы угрозы кажутся не столь страшными, ситуации, которых «на трезвую голову» пытаются избегать, становятся привлекательными и интересными.

Таким образом, алкоголь – прекрасный социальный посредник, сближающий людей. Он уничтожает барьеры и усиливает эмпатию, делает нас щедрыми и доверчивыми одновременно.

Но у такого состояния есть и другая сторона. Лабораторные исследования показывают, что алкоголь стимулирует агрессию и искажает способность оценивать намерения окружающих.

Большие дозы алкоголя настолько искажают взаимодействие областей мозга, ответственных за социальные когнитивные способности, что человек доходит до состояния умопомрачения, его действия становятся похожими на поведение пациентов с некоторыми формами слабоумия. Пьяный человек может стать опасным для окружающих.

Как известно, люди чутко реагируют на эмоции. Выражение лица порой говорит окружающим больше, чем слова. Но алкоголь искажает восприятие. Пьяный человек нередко не обращает внимания на выражение лица или неправильно его трактует, что чревато досадными и даже опасными недоразумениями.

Совокупность перечисленных тенденций формирует характерное социальное поведение людей в состоянии алкогольного опьянения. С одной стороны, алкоголь сплачивает группы. Обычно речь идет о близких знакомых или собутыльниках, но нередко пьяные люди объединяются, например, по этнической принадлежности. С другой стороны, отношение к окружающим вне своей группы становится более агрессивным.

Обычно описанные эффекты обратимы по мере переработки алкоголя организмом и вывода продуктов его распада. Однако хронический алкоголизм может привести к необратимым когнитивным нарушениям, среди которых чаще других встречаются нарушения памяти, депрессии, психозы, тревожные состояния и суициды.

Доктор Митчел уверен, что алкоголь может сделать нас более дружелюбными, но только для избранной группы людей, которые далеко не всегда ответят взаимностью.

Доброго здоровья и взаимопонимания!