Как родители делают детей удобными для себя?

Маленький человек появился на свет. Появился не просто как молчаливый наблюдатель, а со своими потребностями, чувствами, желаниями, настроением, ритмом жизни, с которыми нужно считаться, которые меняют жизнь взрослых, находящихся рядом…

Много материалов посвящено тому, как тяжело «не спать ночами», кормить много раз в день, мыть и так далее. Мы часто говорим о том, как взрослому становится тяжело в быту, особенно в первое время после рождения малыша. Но мы практически не говорим о том, что родитель или другой значимый взрослый с трудом выдерживает ребенка эмоционально. Соприкасаться с эмоциями и чувствами ребенка, реагировать на них, пытаться понять его душу, осознанно корректировать поведение, замечать напряжение и тревожность и что-то с этим делать, думать о том, как ребенку что-то объяснить, чтобы это было эффективно… На все это нужны душевные силы. Если их не хватает на себя, что говорить о ребенке.

Манипуляция – это действие в отношении другого человека, которое делает его поведение для нас более приемлемым, удобным, без его на то согласия. Если говорить о детско-родительских отношениях, когда ребенок еще маленький, их так же много и основаны они так же на управлении негативными чувствами – страхом, стыдом, виной, чувством долга.

«Не лезь на горку, а то сломаешь ручки и ножки», – эту фразу я услышала несколько лет назад на детской площадке. Напугать ребенка, чтобы он был послушным и следовал определенным правилам поведения – очень легко. Это гораздо проще, чем из раза в раз что-то спокойно объяснять, используя разумные доводы.

В некоторых случаях родители используют чувство страха даже для регуляции естественных потребностей организма ребенка – чтобы он быстрее заснул, больше съел, сходил в туалет. В каком напряжении при этом живет малыш, родители даже не задумываются. Запугивание, к сожалению, является очень часто кратчайшим путем к желаемому результату.

Стыд – одно из мощнейших чувств, которое управляет человеком. И то чувство, с которым невероятно сложно справиться самостоятельно, потому что иногда человек, кажется, полностью из него состоит. Ребенку легко привить стыд за то, какой он есть на самом деле – сравнивая с другими, ставя в пример кого-то, кто лучше, выше, сильнее, худее, умнее и так далее. Ориентируя на то, что нужно быть как все.

Стыдно, когда ругают при всех, «напоказ», когда цель – не поправить поведение, а прилюдно унизить, чтобы ощутить себя более значимым, это встречается как в семье, так и в детском саду, школе. «Если ты не такой, как нужно, значит, ты вообще не имеешь право быть», – стыд способен перечеркнуть личность, погубить все способности и лишить возможности проявляться. Манипуляция стыдом – одна из самых часто встречающихся в нашем обществе, и последствия ее для личности бывает очень тяжело исправить.

В арсенале родительских манипуляций по отношению к маленьким детям также находятся чувство вины и чувство долга. Большинство из нас живут с ощущением виноватости перед своими родителями. Да и как этого не чувствовать, если с детства мы видим, как они стараются, не спят, страдают из-за нас, болеют, во всем себе отказывают.

Если ребенок растет в эмоциональном напряжении, ему не нужно напрямую говорить – это ты во всем виноват. Он сам осознает себя как причину неурядиц и конфликтов в семье. Такой ребенок будет стараться выполнять все, что сказали, будет более удобным и послушным, не уйдет в сепарацию, всегда будет оставаться рядом.

Чувство вины – сильнейшая эмоциональная привязка, она выгодна тем родителям, которые «живут ради своих детей», заполняют за счет детей свое время, в этом очень сильно проявляется власть по отношению к ребенку. Ребенок будет чувствовать с малых лет, что он ДОЛЖЕН делать так, как родители сказали, ДОЛЖЕН любить, уважать и так далее. Жизнь в дальнейшем построится полностью по родительскому сценарию – стремление жить так, как повелели родители, будет сильнее собственных желаний, потребностей, устремлений.

Мы рассмотрели чувства, с которыми даже взрослому человеку очень тяжело соприкасаться, масштабы этих чувств для ребенка просто огромны. Они могут вытеснить личность, способность слышать себя, испытывать положительные эмоции. В период формирования личности мы закладываем основу, на которую человек будет опираться по жизни – но не задумываемся об этом в те моменты, когда нужно сделать ребенка более управляемым и удобным.

То, что для взрослого лишь мимолетный эпизод, момент, когда можно проявить свою власть, для ребенка – кирпичик в фундамент всей будущей жизни, которая становится опасной, тревожной, неудобной, в которой можно легко потерять себя.