Как формируется самооценка?

Термин «самооценка» в наше время уже стал довольно распространенным не только среди психологов. Многие родители задумываются, как правильно воспитать своего малыша, чтобы он вырос уверенным в себе, ответственным, с позитивным самоощущением, то есть, как говорят психологи, имел положительную самооценку…

Термин «самооценка» в наше время уже стал довольно распространенным не только среди психологов. Многие родители задумываются, как правильно воспитать своего малыша, чтобы он вырос уверенным в себе, ответственным, с позитивным самоощущением, то есть, как говорят психологи, имел положительную самооценку.

Фактором, во многом влияющим на этот процесс, является та атмосфера, в которой протекало воспитание ребенка, отношение к нему родителей, близких людей. Со временем в этом процессе также принимают участие учителя, сверстники и социальное окружение. Но семья по-прежнему остается «фундаментом» для создания уверенной в себе личности.

Самыми важными в формировании положительного отношения к себе являются первые годы жизни ребенка. Наряду с физическими потребностями, которые жизненно важны для малыша, ребенок также очень остро нуждается и в психологической поддержке и заботе. А именно в том, чтобы его любили, понимали, признавали, чтобы он был кому-то нужен и близок. Без этого ребенку будет очень сложно в будущем формировать позитивное представление о себе, строить отношения с окружающими, добиваться успехов в учебе и карьере.

Ребенок появляется на свет, не имея никакого представления о том, кто он, и пока только через общение с близкими людьми это представление начинает складываться для него. Окружающие являются в это время зеркалами, в которые он смотрит на себя со стороны. Так он узнает о себе, исходя из их отношения и слов. Его образ строится пока еще только из этих оценок. Постепенно он начинает видеть себя таким, каким видят его близкие ему люди, относится к себе так, как они относятся к нему.

Таким образом, мы приходим к выводу, что уже с самого раннего детства происходит закладка родителями формирования у ребенка самоценности. И огромное значение в ее становлении имеет безусловное принятие ребенка со стороны значимых взрослых. С уважением относиться к нему, любить его не за то, что он хорошо учится, помогает по дому и всегда ведет себя послушно. А просто так, за то, что он есть. Только тогда, когда ребенка принимают и дают пространство для развития его «Я», он может расти психологически здоровой личностью. Отделяя поведение от личности, взрослый показывает ребенку, что может не одобрять его поведение, но от этого его ценность и значимость для него не уменьшается.

Не менее важным является также и отношение родителей к самим себе. Позитивная самооценка не передается по наследству, не переходит с генами, но родители, которые сами испытывают трудности в положительном отношении к себе, невольно передают это и своим детям через свой стиль воспитания. Ребенку очень важно находиться рядом со взрослыми, имеющими высокую (но не завышенную) самооценку в качестве образца для подражания. Детям необходимы образцы, по которым они учатся жить. Кроме того, взрослые с положительной самооценкой в большей степени способны принять ребенка, определять и соблюдать ограничения, уважать в нем личность.

А в заключение добавлю, что секрет положительной самооценки состоит в том, чтобы принимать себя таким, какой ты есть. Осознавать в себе как положительные, так и отрицательные качества. Спокойно относиться к тому, что в каждом из нас есть слабые и сильные стороны. Стремиться к совершенству, но не испытывать сильную необходимость стать таковым. Люди, имеющие высокую самооценку, испытывают гордость за свои достижения, действуют в своих интересах, терпеливо переносят неудачи, встречают испытания с надеждой на лучший исход событий, с уважением и принятием относятся к себе и своим детям.