Когда Самуил Маршак писал о «человеке рассеянном с улицы Бассейной», он и не знал, как быстро мы станем похожи на этого парня. В эпоху клипового мышления почти невозможно держать в голове десятки дел и при этом помнить, заперли ли мы дверь, ответили ли на важное письмо и не забыли ли в такси свой еженедельник…
Когда Самуил Маршак писал о «человеке рассеянном с улицы Бассейной», он и не знал, как быстро мы станем похожи на этого парня. В эпоху клипового мышления почти невозможно держать в голове десятки дел и при этом помнить, заперли ли мы дверь, ответили ли на важное письмо и не забыли ли в такси свой еженедельник.
К счастью, есть способы – мнемотехники, – которые помогут легко справиться с этой напастью. Делимся любопытными примерами.
Когда все началось?
К мнемоническим приемам прибегали король Франции Франциск I и английский король Генрих III. Применял системы, облегчающие запоминание, и Шекспир – его театр «Глобус» часто называли «театром памяти».
Системы запоминания и тренировки памяти излагали в своих трудах философы XVII века (например, Фрэнсис Бэкон в книге «Об усовершенствовании наук»), а некоторые ученые утверждают, что Лейбниц изобрел дифференциальное и интегральное исчисление, пытаясь создать мнемоническую систему, которая позволила бы легче запоминать числа. Так что системы тренировки и улучшения памяти – практики, проверенные веками.
Как им это удается?
Знаменитый шахматист Гарри Пильсбери был известен не только как замечательный игрок, но и как человек, обладавший феноменальной памятью. Однажды два профессора решили провести эксперимент и предложили Пильсбери запомнить после одного прочтения список из 30 слов. Шахматист по памяти воспроизвел список в прямом и обратном порядке. Надо сказать, что список слов, прочтенный Пильсбери, запомнить было трудно.
Вот эти слова: «антипиретик», «периостеум», «такадиастаза», «плазмон», «амброзия», «трелькельд», «стрептококк», «стафилококк», «микрококк», «плазмодий», «Миссисипи», Freiheit*, «Филадельфия», «Цинциннати», «атлетика», «нет войне», «Этченберг», «американец», «русский», «философия», «Питгитерсрюст», «сальмагунди», «Умизилликутси», «Шлехтерснек», «Маньинзама», «теософия», «катехизис», «матьесрольмопс».
Как ему это удалось?
Античная техника Loci
Греческие и римские ораторы с невероятной точностью произносили свои длинные речи, заучивая их – мысль за мыслью – наизусть, применяя для этого мнемонические приемы. По существу, они привязывали каждую часть своей речи к определенному месту своих домов. Места в домах назывались по-латыни loci. Первая мысль речи ассоциировалась с входной дверью, вторая – с прихожей, третья – с каким-нибудь предметом мебели в ней, и так далее.
Когда оратору надо было – мысль за мыслью – произнести речь, он представлял себе, как входит в свой дом. Представив себе входную дверь, он вспоминал первый тезис речи и так далее, до самого конца речи. Эта техника запоминания путем образования ассоциаций с местами, или loci, оставила след и в английском языке, где, желая подчеркнуть первую, главную мысль, говорят in the first place (во-первых, на первом месте).
Нелогичные картины
Для того чтобы запомнить любой новый фрагмент информации, она должна быть каким-либо забавным способом связана с тем, что вы уже знаете или помните. Единственное, что вам нужно, – создать забавную картинку или мысленный образ, связывающий эти две вещи. При этом ни в коем случае не стоит пытаться связать их логически в некое осмысленное единое целое.
Предположим, вы хотите запомнить последовательность из следующих нескольких слов: самолет, дерево, конверт, серьга, ведро, мяч, салями, звезда, нос.
Отлично, теперь представьте себе самолет. Для того чтобы связать самолет и дерево, картинка должна быть смешной, нелепой и изображать невозможное. Например, гигантское дерево летит по небу, как самолет; самолеты растут на деревьях. Выберите одну или придумайте свою, такую же абсурдную, и явственно ее вообразите. Придумав и связав все картинки, вы запомните последовательность слов на «ура».
Метод ассоциаций и борьба с рассеянностью
Выработайте у себя привычку к формированию ассоциаций, и этот метод поможет вам во многих ситуациях. Например, вы сидите за столом и что-то пишете. Звонит телефон. Вы машинально закладываете карандаш за ухо. Несколько минут вы говорите по телефону, а потом полчаса ищете карандаш, который преспокойно лежит у вас за ухом. Хотите впредь избежать этой неприятности? Отлично, тогда в следующий раз, когда зазвонит телефон и вы привычным жестом засунете карандаш за ухо, нарисуйте себе отчетливую картинку: «увидьте», как вы на всю длину засовываете карандаш себе в ухо.
Такое зрелище, конечно, может повергнуть вас в ужас, но зато вы будете точно знать, куда дели карандаш. Совершенно дурацкая ассоциация – засунутый в ухо карандаш – заставит вас в долю секунды подумать о двух вещах: 1) о карандаше, 2) о том, куда вы его задевали. Проблема решена!
Запоминаем языки
Метод замещающих слов можно применить к любому слову любого языка. Подобные техники позволяют запоминать до 200 иностранных слов в неделю, уделяя обучению не более 30 минут в день. Нет такого слова, которое не напоминало бы какое-нибудь слово родного языка или не вызывало бы ассоциаций.
Для того чтобы запомнить значение простого французского слова pre («отец»), достаточно представить себе, что ваш отец – член английской палаты пэров. Этот способ можно применять к фразам точно так же, как и к словам. «Сколько это стоит?» будет по-французски: Combien est-ce? (Комбьен эс?). Представьте себе комбайн с огромной буквой «с» на борту – комбайн с «эс».
Самое главное – натренировать разум на формирование быстрых забавных ассоциаций. И тогда вы сразу убьете двух зайцев: рассеянность и плохое настроение.
По материалам книги Гарри Лорейна «Развитие памяти».