Абстрактное мышление – это мышление при помощи абстрактных понятий. То есть при помощи различных обобщенных терминов, вроде «бытие», «сознание», «смысл», «жизнь», «знание», «Вселенная» и так далее. Казалось бы, зачем это нужно, если в конкретной реальности подобных абстрактных явлений не бывает? Но всё дело в том, что без абстрактного мышления у нас и конкретное толком работать не будет…
Абстрактное мышление – это мышление при помощи абстрактных понятий. То есть при помощи различных обобщенных терминов, вроде «бытие», «сознание», «смысл», «жизнь», «знание», «Вселенная» и так далее. Казалось бы, зачем это нужно, если в конкретной реальности подобных абстрактных явлений не бывает? Но всё дело в том, что без абстрактного мышления у нас и конкретное толком работать не будет.
Почему это так? Всё дело в том, что наши знания о реальности никогда не являются абсолютно точными, абсолютно полными и, как следствие, абсолютно конкретными. Фактически, мы всегда что-то знаем лишь приблизительно, или, другими словами, абстрактно.
Например. Понятия «жизнь» и «смерть» являются абстрактными, но мы при этом точно знаем, что мы живы, а не мертвы. Даже если мы не можем дать точные и конкретные определения этим понятиям, живое от мертвого мы отличить можем почти всегда. Камень мертв, а я жив. Я это знаю, хотя объяснить конкретно и не могу.
Короче говоря, абстрактное мышление нужно для того, чтобы все-таки хоть как-то ориентироваться в нашем мире неполного знания. Потому что наши знания никогда не являются полными, а жить как-то надо. Если мы не можем рассуждать о чем-то точно, надо рассуждать об этом приблизительно. Иначе рассуждать не получится вообще.
Еще один пример. Ребенок не может точно знать, кем он будет работать, когда вырастет. Но он знает, что работать ему все равно придется, потому что деньги будут нужны. Это достаточно абстрактное рассуждение, но если так не рассуждать, то не будет смысла готовить себя к работе, получать знания, ходить в школу, институт, на курсы и так далее. Поэтому, когда приходит время работать, выросший ребенок будет уже приблизительно готов к этому. А в деталях он разберется уже потом, по ходу дела.
Нам постоянно приходится рассуждать абстрактно, приблизительно. Мы слишком многого не знаем. Если мы не знаем точного места, куда нам надо попасть, нам следует знать хотя бы направление. Если точная цель пока не определена, должна быть хотя бы смутная мечта. Абстрактная мотивация к действию лучше, чем полное отсутствие мотивации.
Причем, что самое интересное – абстрактное порождает конкретное. После того как мы на абстрактном уровне пришли к какому-то выводу – нам будет намного проще его конкретизировать. Если вы абстрактно поняли, что вы «технарь» или «гуманитарий», вам будет проще выбрать конкретную профессию, а также конкретный институт, в котором вас этой профессии обучат. Собственно, именно поэтому во всех учебных заведениях дают абстрактные знания – потому что сделать конкретные выводы из них человек потом и сам сможет.
Абстрактное мышление еще хорошо тем, что позволяет думать в условиях, казалось бы, полного интеллектуального тупика. Если вы находитесь в ситуации, в которой мало что понимаете – вы можете все-таки начать рассуждать о ней, просто абстрактно. Собственно, само утверждение «я ничего не понимаю» может стать хорошим началом подобного абстрактного рассуждения. А дальше вам уже станет понятно, что можно подумать более конкретно.
Поэтому, если вы чувствуете, что вы в тупике, вы не знаете что делать или не знаете что думать – начните рассуждать абстрактно. Абстрактное мышление поможет вам выбраться из тупика. А во всем остальном – разберетесь по ходу дела.