Июл
06
Практически каждый день мы сталкиваемся с тем или иным проявлением агрессии в социуме. Во многих местах мы встречаем недовольных, враждебно настроенных людей, которые, кажется, ждут любого малейшего повода, чтобы показать свое недовольство…
Судя по тому, как мы конфликтуем друг с другом при малейшей возможности, не очень-то мы друг друга любим. Многие люди осознают, что их уровень агрессии совершенно неадекватен ситуации. И даже приходят с этим запросом к психологу. Самостоятельно трудно разобраться, почему «хочется убить» владельца неправильно припаркованного автомобиля. Каждый день в жизни происходят ситуации, вызывающие чувства злости, негодования, раздражения. Автомобилистов раздражают те, кто не включает поворотник, едет со слишком маленькой скоростью, неуместно паркуется. Пешеходы страдают в транспорте, пациенты попадают в конфликты в очереди к врачу и так далее. Да, когда человек неадекватно ведет себя на дороге, это не может не вызывать злость. И чувства возникают по полному праву, но вопрос в их в интенсивности и в том, как они выражаются и для чего человек использует ситуацию, в которую попал. Если на незначительный стимул следует очень бурная реакция с руганью матом или желанием применить физическую силу, если человеку нужен малейший повод для того, чтобы взорваться, он носит в себе огромное напряжение. Напряжение скапливается в процессе жизни, это не отданные, неотреагированные чувства, которые, как правило, возникают в отношениях с близкими людьми. «В копилке» могут оказаться любые негативные чувства, которые постоянно присутствуют в отношениях: чувства вины и долга перед родителями, раздражение по отношению к детям, которые не слушаются и не уважают, злость на партнера, чувство беспомощности на работе, страх перед будущим в условиях финансовой нестабильности и так далее. Накопившуюся злость, которая постепенно перерастает в гнев, нужно куда-то деть. И «безопасно» ее можно слить как раз на случайно встреченного на дороге человека: возникнет конфликт, негативные чувства найдут выход, а отношения с теми, кто эти чувства порождает и вызывает, при этом никак не будут затронуты. Придя на прием к психологу, человек учится идентифицировать свои чувства, понимать причину их возникновения. Учится в моменте осознавать, что ему плохо, больно, неприятно, сопоставлять свои ощущения с тем, что происходит вокруг, с поведением других людей. Понимать, к кому относится чувство злости и что с этим можно сделать. Уровень агрессии постепенно начинает снижаться. Если чувства вовремя и адресно отреагированы – желание ругаться матом на дороге и «цепляться» к кому-нибудь в очереди будет все меньше и меньше. Фраза «Мне неприятно, как ты со мной разговариваешь», сказанная вовремя разбушевавшемуся супругу – это обозначение своих границ, необходимое для сохранения внутренней гармонии и снижения напряжения. Если обозначить чувства человеку, в соприкосновении с которым они появляются, по какой-либо причине невозможно, на первом этапе важно научиться себя слышать и понимать. Если возникает волнение, тревожность, злость, гнев, нужно «взять себя за руку», остановиться и осознать, что происходит: что я сейчас чувствую, почему, в какой момент возникли чувства? К какой ситуации или какому человеку они действительно относятся? Такое внимательное отношение к себе окупится сторицей и отразится не только на частоте и интенсивности конфликтных ситуаций, но сделает жизнь менее напряженной, а психику более устойчивой.