Врать нехорошо – учат детей дома и в школе. Детская ложь беспокоит родителей и воспитателей, но, как оказывается, ребёнку она может быть полезна.
Родителям не о чем беспокоиться. Как показывает последнее исследование, маленькие вруны обладают лучшей памятью и мыслительными способностями, в сравнении со сверстниками…
Врать нехорошо – учат детей дома и в школе. Детская ложь беспокоит родителей и воспитателей, но, как оказывается, ребёнку она может быть полезна.
Родителям не о чем беспокоиться. Как показывает последнее исследование, маленькие вруны обладают лучшей памятью и мыслительными способностями, в сравнении со сверстниками.
Психологи из Университета Шеффилда протестировали 135 детей в возрасте 6-7 лет и выяснили, что те из них, кто успел обзавестись умением лгать, справились с тестами лучше, чем остальные. По мнению исследователей, все дело в тренировке. Лгунам приходится много думать и запоминать различные мелочи, чтобы «не проколоться».
Чтобы выявить потенциальных врунов, исследователи использовали игру в вопросы и ответы. Детям предоставили карточки с вопросами, на обороте которых были указаны правильные варианты. За игрой наблюдали с помощью скрытой камеры. Те из детей, кто подсматривал правильные ответы, но отрицал это, показали в дальнейшем лучшие результаты в ходе тестирования памяти.
По мнению психологов, лучшие результаты связаны с тем, что сокрытие лжи требует отслеживания большого объёма информации. Ребёнку приходится запоминать множество мелочей, чтобы придерживаться выдуманной им легенды.
В 2010 году исследование детской лжи провели в Университете Торонто. В нём приняло участие 1200 детей и подростков в возрасте от 2 до 16 лет. Оказалось, что время от времени врут почти все дети. В возрасте двух лет выдумщиков не так много, около 20%. Но эта цифра вырастает до 50% к трём годам и до 90% по достижении возраста 4-х лет.
Среди 12-летних трудно найти ребёнка, который бы говорил только правду. Но по мере взросления применение лжи становится более обоснованным, в 16 лет её используют около 70% подростков. Многие из них утверждают, что лгут из благих намерений, чтобы не причинять беспокойства другим людям.
По мнению руководителя исследования, доктора Кана Ли (Kang Lee), родители не должны тревожиться, если малолетний ребёнок выдумывает, так как такое поведение – всего лишь признак развивающегося мозга. Исследователи полагают, что чем больше выдумывает и врет ребенок, тем лучше он впоследствии адаптируется к жизни. Вместе с тем психологи не нашли никакой связи между детской ложью и сознательными корыстными обманами, которые во взрослой среде называют мошенничеством.
Несмотря на то что родителей беспокоит детская ложь, никого не удивляет, что ложь среди взрослых – обычное дело. Подсчитано, что на её долю приходится примерно пятая часть социальных взаимодействий. Таким образом, ложь – важный социальный навык, освоить который лучше всего в раннем детстве.
По мнению Лары Уормелинк (Lara Warmelink) из Университета Ланкастера, дети учатся лгать примерно с двухлетнего возраста. Если маленький ребёнок не научится вовремя и убедительно говорить то, что требует ситуация, это может привести к проблемам в подростковом возрасте.
Некоторые воспитатели допускают наказания, если уличат ребёнка во лжи. Но страх наказания не делает ребенка честнее. Доктор Уормелинк полагает, что родителям правильнее объяснить ребёнку, когда его ложь неуместна, взамен того, чтобы бороться с ней как с явлением.
Успехов в воспитании!