Многие дети в начальной школе бывают застенчивыми и стеснительными. Эта черта характера формируется у них в более раннем возрасте, когда малыш использует любые способы привлечения внимания взрослых, в том числе и стеснительность…
Многие дети в начальной школе бывают застенчивыми и стеснительными. Эта черта характера формируется у них в более раннем возрасте, когда малыш использует любые способы привлечения внимания взрослых, в том числе и стеснительность.
Иногда застенчивость вовсе не создает проблем для ребенка в общении или учебе, и в таком случае нет причин для беспокойства. Мы же рассмотрим способы помощи тем детям, которые считают себя недостаточно «смелыми» или боятся общаться с людьми.
Ребенку, сомневающемуся в себе, полезно раскрыть глаза на все его достижения. Ведь с самого момента рождения человеческое существо беспрерывно учится как справляться со сложнейшими задачами и осваивает массу навыков, которые вполне можно назвать достижениями.
Вот список некоторых вещей, которые умеет выполнять каждый 10-летний ребенок:
– ходьба и разговорная речь;
– умение надевать одежду;
– умение самостоятельно есть;
– завязывание шнурков;
– езда на велосипеде;
– запоминание и применение алфавита;
– навыки чтения и правописания;
– умение играть в шашки;
– знание таблицы умножения.
Предложите своему ребенку составить подобный список с указанием возраста, в котором каждый навык был приобретен и отточен. Возможно, уже в процессе написания его посетит осознание всей значимости его личных качеств и приобретенного мастерства.
Также можно предложить ребенку помечтать на тему: «Я в будущем». Для этого нужно взять лист бумаги, нарисовать точку в верхнем углу листа и другую точку – на нижней стороне того же листа. Нижняя точка означает нынешний возраст ребенка, а верхняя – будущий возраст, скажем, 30 лет. В пространстве между этими двумя точками он может написать список будущих достижений и задач.
Это упражнение полезно для ребенка тем, что оно меняет сознательное видение себя и формирует в подсознании позитивный образ себя в будущем, создает поддержку и уверенность в своих силах.
Также полезно вести ежедневный «Дневник Смелости»: нужно предложить ребенку выбрать приглянувшуюся ему тетрадь, самостоятельно подписать ее и описывать в ней все «смелые» моменты, ребенком за пройденный день. Записи можно вести в виде иллюстраций, по желанию ребенка.
Обязательно нужно ввести систему поощрения: за каждую запись в дневнике награждать ребенка цветной наклейкой в виде звездочки или любимого персонажа, затем отмечать ими в календаре появление записей в «Дневнике Смелости».
Можно заключить договор с ребенком, что, к примеру, 10 отмеченных дней для него означают получение вознаграждения. Призом может быть мороженое, поход в кино, поездка к бабушке, долгожданный выезд на пикник или в магазины, увеличение положенного времени пребывания в парке и т.д.
Также бывает, что застенчивым детям сложно заговаривать первыми с людьми, проявлять инициативу и заводить новые знакомства с другими детьми. Если маленьким детям всегда доступна помощь и содействие родителей в этом плане, то в возрасте школьного возраста дети нуждаются в развитии навыков привлечения новых друзей.
Во-первых, полезно обозначить для ребенка, что он – интересная личность, и многие дети хотят с ним дружить.
Во-вторых, нужно объяснить ребенку, что лучше всего искать друзей среди людей, демонстрирующих дружелюбное отношение, так как они более открыты для общения.
Для того чтобы доступно объяснить ребенку основы человеческого общения, можно предложить ему Игру «Чувства и тело». Для этого на 12 отдельных отрезках бумаги ребенку нужно написать названия 12 разных чувств и сложить в контейнер. Вместе с друзьями или родителями по очереди вытягивать надписанные отрезки по одному и постараться изобразить это чувство, используя только движения тела – без звуков или слов. Когда зрители угадают изображаемое чувство, «актер» садится и уступает очередь следующему игроку.
По мере распознавания разных чувств через эту игру, ребенок понимает, что люди общаются не только посредством слов, но еще и через мимику лица и движения тела. По языку тела можно определить, настроен ли человек на общение в данный момент. Освоив язык тела, ребенок научится осознанно сообщать другим о своем желании общаться – ведь люди интуитивно тянутся больше к тем, кто выглядит дружелюбно.
Немаловажно также научить ребенка основам дружеского общения между людьми. На своем примере показывать как любые человеческие отношения нужно наполнять таким позитивным содержимым, как взаимопомощь и благодарность.
Маленьких детей, например, очень привлекает процесс создания цветных открыток для своих друзей. Дети развивают свой творческий потенциал, украшая такие самодельные открытки и подписывая их на разные случаи жизни: «Выздоравливай!», «Моему лучшему другу», «Спасибо!», «Не грусти» и т.д.
Открытки и прочие подарки друзьям можно создавать, используя компьютерные программы. Важно поддержать интерес ребенка и направить его в позитивное русло. Умение сострадать и помогать другим способствует психологическому формированию личности, формирует верные жизненные взгляды и притягивает позитивных людей.