Чего только не боятся наши дети! Что только им не мерещится за шкафом, в темноте, под подушкой! Монстры, драконы, привидения, бармалей и барабашки, чертики и чудища мешают уснуть. Пугают их темнота, громкие звуки, странные очертания падающей тени от цветка на окне…
Чего только не боятся наши дети! Что только им не мерещится за шкафом, в темноте, под подушкой! Монстры, драконы, привидения, бармалей и барабашки, чертики и чудища мешают уснуть. Пугают их темнота, громкие звуки, странные очертания падающей тени от цветка на окне. Дети страшатся пауков, бабочек, пушинок одуванчиков, наделяя обычные вещи магическими свойствами. Ребенок – маленький, а мир – огромный и непонятный.
Детские страхи иррациональны, а потому логические, умные доводы родителей совершенно не помогают. Родитель может 10 раз показать ребенку, что за шкафом никого нет, ну совсем никогошеньки. Однако ребенок знает, что пока взрослый в комнате, монстрик где-то прячется. А вот как только мама или папа покинут комнату, он выпрыгнет и съест бедного дрожащего малыша, даже косточек не оставит, поминай как звали.
«Не бойся! Перестань придумывать! Хватит притворяться!» – подобные убеждения и приказы родителей тщетны в деле избавления от страхов. Как можно перестать бояться, если страшно? Да он ничего и не придумывает, он реально думает, что чудище сидит за шкафом. А притворством здесь и не пахнет. Если родитель так считает, то он совершенно не понимает ребенка, и малыш остается один на один со своим страхом.
«Будь смелым! Будь мужчиной! Смотри, папа же не боится, и ты не бойся!» Ага, понятное дело, папа большой и сильный, он серьезный и умный, чего ему бояться-то. А ребенок – крошечный и слабый, и очень хочется стать как папа, но уж очень медленно он растет.
Так как же родитель может помочь ребенку справиться со страхом?
Для начала нужно с пониманием отнестись к чувствам ребенка и принять их реальность. Если ребенок боится оставаться в своей комнате, потому что там сидит монстрик, поверьте – так оно и есть. Ни в коем случае не надо убеждать в обратном, стыдить или винить. Вы только отдалите дитя от себя, лишитесь его доверия. Лучше воспользуйтесь техникой активного слушания и поговорите о том, чего ребенок боится.
Хорошо бы сказать, что он не одинок в своих страхах и что вы тоже чего-то боялись в детстве. Это поможет ребенку почувствовать, что с ним все в порядке и вы его прекрасно понимаете. Иногда бывает достаточно активного слушания, чтобы найти способ победить страх (ребенок сам его может предложить).
Когда понимание между ребенком и взрослым достигнуто, можно использовать некоторые техники преодоления страхов:
1. Придумайте совместно с ребенком оберег от пугающего объекта. Можно рассказать малышу, что есть стопроцентное средство от чудищ – волшебный фонарик. Когда им посветишь, страшилище каменеет. А каменная статуя не может никому причинить вреда. Подарите ребенку маленький фонарик.
Оберегом может быть что угодно. Исходите из своих фантазий и возможностей (волшебная веревочка на руку, записка под подушку, фраза «чур меня», волшебная палочка). Придумайте историю и волшебные свойства для амулета. Пусть это все превратится в увлекательную игру. Оберег наделяет ребенка символическими ресурсами, которых у него нет, и помогает справляться со страхом.
2. Можно попросить ребенка нарисовать свой страх в виде образа. А затем предложить изменить рисунок так, чтобы он стал смешным, красивым, добрым. Трансформировать картинку можно как угодно, главное, чтобы конечный образ не вызывал у ребенка страха.
Однажды я попросила девочку, боящуюся смерти, нарисовать свой страх. Она нарисовала черную старуху с косой. Затем я предложила ей что-нибудь изменить, дорисовать, чтобы рисунок стал смешным. Она немного подумала и нарисовала ловушку перед старухой, а сзади пририсовала вилы. Таким образом, черная старуха оказалась в ловушке. Настроение девочки улучшилось, и она призналась, что теперь вовсе не страшно, так как и на смерть есть управа.
3. Можно придумать для ребенка сказку о его страхе, которая хорошо заканчивается. Пусть ситуация в вашей сказке напоминает ребенку его собственную. Малыш сможет идентифицироваться с героем и принять на себя его способности справляться со страхами.
4. Со страхами можно дружить. Для этого расскажите ребенку о том, что в жизни злые те, кому чего-то не хватает. И спросите, как он думает, чего не хватает тому, кто его пугает. Возможно, он одинок, хочет конфет, болен. Может, его страх сам кого-то боится. Предложите ребенку мысленно поговорить с чудищем, посмотреть ему в глаза и предложить дружбу, или конфет, или защиту. Опять же, сюжет развития дружбы со страхом вы можете придумать любой.
Дети – интереснейшие создания. Они живут в своих невероятных мирах. И помочь вы им сможете, только если сами прикоснетесь к удивительным мирам, которым уже нет места в ваших душе, голове и сердце. Рациональные, взрослые методы не работают в этих мирах. А вот игра, сказка, воображение, волшебство помогают отлично. Снизойдите до ребенка, примите его страх, поймите его мир и сотворите для него чудо.
Описанные в этой статье методы работы со страхами легко могут применить родители для помощи своим детям. Используйте их, если ваш ребенок чего-то боится, и результат не заставит себя ждать.