Вы находитесь здесь: Главная > Без рубрики > Почему мы поступаем так, а не иначе?

Почему мы поступаем так, а не иначе?

На вопрос, где находится душа человека, обычно отвечают – в сердце, а ум – в голове. С древних времен людей интересовало, где же находится тот орган, который управляет нашими чувствами, поведением, мыслями…

На вопрос, где находится душа человека, обычно отвечают – в сердце, а ум – в голове. С древних времен людей интересовало, где же находится тот орган, который управляет нашими чувствами, поведением, мыслями. Лишь в ХХ веке ученые приблизились к ответу, когда началось научное изучение головного мозга.

Человеческий мозг весит в среднем 2-2,5% от массы тела, но именно он регулирует все функции организма. Мы можем поднять руку или согнуть ногу только в том случае, если из головного и спинного мозга по нейронам будет передан соответствующий импульс. Но человек выполняет не только простые действия. Мы читаем, создаем романы и художественные картины, занимаемся спортом, делаем сложнейшие хирургические операции, научные открытия, осваиваем космос. Но вместе с техническим прогрессом наши чувства остаются такими же, как и тысячи лет назад. Мы смеемся, плачем, злимся, обижаемся, агрессивно нападаем или защищаемся.

Один из самых сложных вопросов в психологии: как формируется наше поведение? Что заставляет нас поступать определенным образом? Почему из многих потенциально возможных вариантов человек выбирает только один? Ответ на это дают психофизиологи.

Советский ученый П.К. Анохин создал теорию функциональных систем, которая является одной из главных в изучении и понимании физиологии и психологии. Суть ее состоит в том, что все органы нашего организма объединены в систему. Только тогда они могут выполнять свои функции. Например, желудок может работать только в комплексе с другими органами ЖКТ, сердце нуждается в легких и сосудах, чтобы перекачивать кровь по организму и так далее. Наше поведение – это тоже функциональная система, которая направлена на адаптацию организма к окружающей среде в данное конкретное время, а также активное ее преобразование. Центральное место в функциональной системе занимают результат действия и его оценка. Достичь результата – означает изменить соотношение между организмом и средой в полезном для организма направлении. Для реализации своих намерений человек проходит несколько этапов.

Первую стадию ученые называют сложным термином «афферентный синтез». Она определяет все дальнейшее поведение человека. Вначале возникает потребность (мотивационное возбуждение), после чего мозг оценивает внешнюю среду и анализирует прошлый опыт.

На второй стадии (акцептор результатов действия) человек принимает решение, прогнозируя при этом результат. Это означает, что перед тем как что-то сделать, у человека появляется образ желаемого результата.

На третьей стадии совершается определенное действие. Опять-таки здесь снова большую роль играет предыдущий опыт человека.

Четвертая стадия называется обратная афферентация. В мозг поступает импульсация от рецепторов об успешности или неуспешности выполняемого действия.

И, наконец, на пятой, заключительной стадии, происходит коррекция поведения, если выполняемые действия не приводят к желаемому результату.

Конечно, в нашем повседневной деятельности мы никогда не задумываемся об этом процессе. Большинство действий мы выполняем автоматически. Хотя самый простой пример – пойти на кухню пообедать, это наглядно демонстрирует. Человек испытывает потребность в еде, идет на кухню и оценивает содержимое холодильника. Если тот оказывается пустой, каждый человек начинает вести себя по-разному. Кто-то надевает фартук и начинает готовить самостоятельно, кто-то идет в кулинарию и покупает готовую еду, кто-то просит жену, маму, мужа, бабушку что-то приготовить, кто-то устроит скандал, почему в доме пустой холодильник, а если у кого-то есть достаточно денег, то он идет в ресторан. Эта теория частично объясняет причины нашего поведения, которое обычно уникально для каждого человека. Оно базируется на соотношении потребностей и прошлого опыта человека (позитивного или негативного), его знаний и умений, взаимоотношений с другими людьми и так далее.

Некоторые функциональные системы являются пластичными, то есть способны менять составляющие ее компоненты. Например, в ФС дыхания участвуют только определенные органы, и никакие другие. А вот двигательная система очень пластична. Например, чтобы переместиться из точки А в точку Б (то есть достичь результата), можно идти, бежать, прыгать, ползти на четвереньках, ползти по-пластунски, ехать с использованием разных видов транспорта (то есть выбрать определенный способ достижения цели).

Количество поведенческих ситуаций у каждого человека может быть неограниченно. Вся наша жизнь состоит из определенных действий. Не зря психологи говорят: если хочешь получить что-то новое, сделай то, чего раньше никогда не делал.

  • Digg
  • Del.icio.us
  • StumbleUpon
  • Reddit
  • Twitter
  • RSS

Оставить комментарий