Самоидентификация – это ответ на вопрос о том, что делает лично вас – именно вами, а не кем-либо другим. «Кто я?» Это происходит тогда, когда человек взаимодействует с окружающей средой – общается с другими, работает, отдыхает, ест, приобретает вещи – и все время выбирает то, что ему больше всего подходит, то, что его олицетворяет…
Самоидентификация – это ответ на вопрос о том, что делает лично вас – именно вами, а не кем-либо другим. «Кто я?» Это происходит тогда, когда человек взаимодействует с окружающей средой – общается с другими, работает, отдыхает, ест, приобретает вещи – и все время выбирает то, что ему больше всего подходит, то, что его олицетворяет. При этом особо подходящие вещи и явления становятся частью личности – тем, без чего человек не мыслит себя и не может вообразить.
Черта характера, просто любовь к своему хобби, работе или еще чему-то отличается от идентификации тем, что человек гораздо более ярко реагирует на все, что связано с предметом, который служит средством для самоидентификации. Любую реакцию окружающих на этот предмет, кроме восторженной, человек интерпретирует исключительно как личное оскорбление и реагирует соответственно.
Одной из основных «подпорок», на которую опирается самоидентификация человека, является биологический пол. С важностью этого почти никто не спорит, каждый из нас хоть раз в жизни давал себе определение типа «я – женщина» или «я – мужчина». Это константа и многие люди не могут себе представить, какими бы они были, будь они другого пола. Конечно, некоторые говорят что-то типа «в первую очередь, я инженер», но многие ставят во главу угла именно пол.
Другим таким явлением является возраст. В отличие от пола, он стабильно меняется, но многие выбирают один и «живут» в нем, и не важно, сколько лет на самом деле человеку с концепцией «я – немолодая женщина» (с продолжением в виде «потому [нужное подставить] уже не для меня») или «я – мужчина в самом расцвете сил», 30 или 60.
Также часто люди идентифицируют себя со своим семейным статусом, и когда он меняется, у человека вполне может начаться депрессия, поскольку у него возникает ощущение, что он теряет часть своей личности, перестает быть собой. Принято считать, что это более характерно для женщин в ситуации развода, когда парадигма «я – замужняя женщина» должна смениться на «я – незамужняя женщина», но точно так же это можно экстраполировать и на мужчин с «я – холостяк» и предсвадебным мандражом, молодых родителей, овдовевших супругов, новоиспеченных бабушек и дедушек, старших братьев и сестер.
Самоидентификация на основе сексуальной ориентации тоже встречается, но, в основном, у гомосексуалистов и бисексуалов. У граждан с традиционной сексуальной ориентацией такая идентификация «всплывает» обычно только в случае противопоставления «мы» и «они».
Многие люди идентифицируют себя, в первую очередь, со своей профессией («я – врач» или «как экономист я могу сказать, что…» – и не важно, что речь может идти, к примеру, о разведении фиалок в качестве хобби). Еще часто встречается самоидентификация на основе образования и места учебы, таким образом выявляют тех, кто «наш» и «чужой» – всем известна взаимная неприязнь среди «гуманитариев» и «технарей».
Также часто встречается идентификация себя с местом работы, что уже не совсем здорово. Личность человека в реальности мало зависит от того, где он работает, если это одна и та же позиция и те же условия. Но если человека с самоидентификацией типа «я работаю там-то» уволят или он будет сам вынужден уйти с работы, ему придется какое-то время искать новую точку опоры и новый ответ на вопрос «кто я?»
Еще одним из средств самоидентификации является религия, и это достаточно удобно как для самого человека, так и для окружающих. Атеист мыслит и ведет себя иным образом чем, скажем, христианин, а буддист – по-другому, чем мусульманин. Потому часто такое определение оказывается достаточно емким, чтоб описать мировоззрение человека. Та же ситуация складывается и с самоидентификацией через политические убеждения: типичный «правый» отличается от типичного «левого» и «центриста».
Нередко встречается и идентификация себя через хобби и интересы, они тоже достаточно «объемны», поскольку многое могут сказать о человеке. «Я вышиваю бисером» и «я занимаюсь страйкболом» – это совсем разные «я».
Некоторые идентифицируют себя через национальность, но таких людей не особо много и, в основном, это националисты. Особенно мало идентифицирующих себя через национальность среди выросших в СССР, поскольку концепцию «я – [национальность]» практически у всех заменяла концепция «я – советский человек».
Также, в основном у подростков и молодежи, встречается самоидентификация через субкультуру, обычно это многое говорит о человеке, поскольку разные субкультуры и течения притягивают к себе разных по характеру людей. Подобным образом идентифицируют себя и посетители разных заведений общепита: кто-то может пить чашечку дорогого кофе с пирожным три часа, кто-то напивается в барах по пятницам, а кто-то ходит на выходных с детьми в пиццерию.
Достаточно много людей неосознанно самоидентифицируются с помощью вещей. У мужчин это встречается несколько чаще, чем у женщин, и выражается как «я – владелец [статусная вещь]». Обычно «статусными» вещами служат автомобили, часы, гаджеты, сумки и обувь.
А кто-то определяет себя на почве… еды. Кто-то идентифицирует себя как убежденного вегетарианца, кто-то – как принципиального мясоеда, любителя шоколада, пива или сыра. Обычно это не говорится открытым текстом, но стоит только как-то в разговоре задеть тот самый продукт…
Для самоидентификации могут служить также такие вещи, как внешность и здоровье. Как «я – стройная» может драматически воспринять набор веса, так и «я – толстая» – похудение, несмотря на то что, согласно современным стандартам красоты, стройность воспринимается куда позитивнее полноты. Многие больные-хроники привыкают к своим недугам настолько, что те «въедаются» в личность и человек часто не может представить себя без своего заболевания.
Еще одним средством самоидентификации для людей может быть место жительства и жилье. «Я – городской житель» или «Я живу в частном доме» может звучать одинаково гордо, и вынужденный переезд в сельскую местность в первом случае или в город во втором вполне могут спровоцировать массу психологических переживаний.
Что удивительно, также основой самоидентификации могут служить вредные привычки. Это одна из причин того, почему человек не может, скажем, бросить курить – потому что не мыслит себя без сигареты. Как говорил один мой знакомый курильщик, «…да, но это не я».