Общественное мнение: как, кем и с какой целью формируется?

На просторах масс-медиа (интернет, печатные СМИ, телевидение) есть такое устойчивое словосочетание – «общественное мнение». Что же таится под этим определением? Какой смысл в нём заложен?
Что нам ответит Google по запросу «общественное мнение»?
Общественное мнение – форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности…

На просторах масс-медиа (интернет, печатные СМИ, телевидение) есть такое устойчивое словосочетание – «общественное мнение». Что же таится под этим определением? Какой смысл в нём заложен?

Что нам ответит Google по запросу «общественное мнение»?

Общественное мнение – форма массового сознания, в котором проявляется отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и процессам действительной жизни, затрагивающим их интересы и потребности.

Проще говоря, речь идёт об общей точке зрения на некоторое событие или определённого человека.

Это явление условно можно разбить на две категории или два типа – сформированное спонтанно и сформированное целенаправленно. Первая категория – это мнение о чём-либо, сложившееся в силу «естественных» причин. Примером могут служить устоявшиеся мировоззренческие нормы у большой группы людей. Тип первый, в силу своей естественности, интереса не представляет, а вот второй гораздо более занимателен.

Как же происходит целенаправленное формирование общественного мнения? А происходит оно посредством тех же самых масс-медиа. Про телевидение и печатные СМИ всё вроде как ясно и понятно – обработанная информация вещается сразу в нужном контексте и без возможности возразить. Как говорится, RES JUDICATA, то есть дело решенное, хотя и про ТВ многое можно рассказать.

Просторы Интернета представляют куда больший интерес. На данный момент только в русскоязычном сегменте Сети тысячи различного рода газет, форумов, групп в социальных сетях, которые каждый день публикуют информацию о различных событиях в мире и России.

Чем же отличаются интернет-СМИ от традиционных? Ответ прост – быстрой обратной связью. Практически под любой публикацией можно оставить своё мнение – гневное, холодное, расчетливое, умеренное, но своё. Согласитесь, что читать помимо самой новости ещё и мнения людей гораздо приятнее. Но подобная свобода в некоторых случаях может быть обманчивой, так как помимо новостных ресурсов есть и ресурсы, занимающиеся оплатой «внимания» к тем или иным событиям.

Итак, «монетизированное» мнение – это хорошо или плохо? И да, и нет, всё зависит от обсуждаемой темы. Иной раз такая «раскрутка» является шансом рассказать людям о каком-либо действительно полезном товаре или услуге. Есть и другая сторона медали – продвижение «сомнительных» услуг, «чудодейственных» препаратов и прочих «невероятностей».

Отдельно стоит выделить те обсуждаемые темы, которые касаются социально-значимых аспектов жизни. Именно в социальной плоскости можно встретить просто колоссальное количество методов и приёмов для продвижения: замалчивание, придание «чёрного или белого» окраса тем или иным событиям, игра словами и смыслами, нагнетание излишней эмоциональности.

Каковы же цели, преследуемые при «монетизации» внимания?

Цели эти могут лежать в разных плоскостях – от политической до экономической. Иногда акцентирование на тех или иных событиях может существенно повлиять на ход жизни огромного количества людей и даже целых государств. За примерами далеко ходить не надо, достаточно открыть то или иное интернет-СМИ. К слову, часто информация об одних и тех же событиях противоречива донельзя.

В общем и целом, формирование общественного мнения в своём многообразии следует простой логике «причин, следствий и выгод».