Июл
06
Удивительно, но многие люди не знают о научном методе. Ещё более удивительно – люди не знают, что умение использовать этот метод бесконечно полезно во всех их жизненных ситуациях…
Начинает учёный с наблюдения. Как в передачах Н. Дроздова, когда скрытыми камерами и микрофонами снимаются зебры и тигры. Только менее кинематографично и вживую. Например: увидел некий учёный-зоолог, как по лесу прыгает некая неведомая ему зверушка. И начинает он за ней наблюдать. День наблюдает, другой, третий… И тут учёный начинает выявлять закономерности. А знаете, что такое закономерность? Это когда некое событие происходит не один раз, а много. Например, видит наш учёный, что неведомая зверушка регулярно выкапывает из земли дикорастущие морковки. И когда она это делает – ничего вокруг не замечает, и неведомые зверушки других видов могут воспользоваться этим и самого морковкоеда тоже съесть. И тут учёный выдвигает гипотезу: «Ага! Наверное, неведомая зверушка – очень любит морковку!» И после этого приходит время для следующего этапа – эксперимента, проверяющего сию гипотезу. Берёт учёный морковки, да и закапывает их в ареале обитания неведомой зверушки. И если неведомая зверушка морковки поедает, то учёный, воспользовавшись этим, запихивает зверушку в переносную клетку и увозит в свою лабораторию – для дальнейших наблюдений за нею. И вывод делает: гипотеза таки подтвердилась! Можно садиться и научную работу на Нобелевку писать. То есть тут мы имеем следующий алгоритм действий учёного: 1. Наблюдение.2. Гипотеза.
3. Эксперимент.
4. Вывод. Это и есть – научный метод. Причём следует понимать: ничего более лучшего, нежели научный метод, человечество до сих пор ни разу не придумало. И если любой из этих шагов у вас выпадает – научного, то бишь предсказуемо воспроизводимого и практически применимого знания, у вас не будет. Будет только очередная дичь в вашей голове. Теперь о том, как применять это к людям. А точно так же! Причём и к другим людям, и к себе. Например, начали вы наблюдать за собой. И заметили, что грызете ногти. И не абы когда, а только когда вам больше делать нечего. «Ага! – выдвигаете гипотезу вы. – Наверное, если чем-то себя занимать, ногти грызть не буду!» И далее проверяете экспериментом. Или вот начали вы наблюдать за во-он той девушкой. И видите – у неё каждый день новая причёска. Причём не абы какая, а весьма хитрая. «Ага! – выдвигаете гипотезу вы. – Наверное, этой девушке очень интересны её волосы!» И ставите эксперимент – например, задавая этой девушке вопрос: «Слушай, я тут заметил, ты очень много делаешь со своими волосами, тебе это так интересно?» И слушаете, что ответит. И делаете выводы. Всё! И этот вот научный метод, он, следует понимать, применим вообще ко всему. Ну то есть вообще совсем везде ко всему. Нет никаких ограничений. Есть, конечно, множество тонкостей, о которых я не рассказал. И то, что указанный выше алгоритм обычно повторяется не один раз, а много. И то, что в каждом его пункте – есть огромный простор для фантазии. И то, что одно и то же явление может быть объяснено совершенно разными гипотезами. И то, что очень важно сравнивать данные, полученный вами, с данными, полученными другими людьми. Но суть остается та же: наблюдаете, придумываете гипотезу, проверяете оную экспериментом и делаете из эксперимента выводы. Ничего сложного. И это работает. Потому что это – наука.