Июл
06
О чем мы вспоминаем, когда речь заходит о безопасности наших детей? Список вопросов примерно одинаков, и можно сказать, передается из поколения в поколение…
В детских садах и школах на уроках безопасности ребенок учится тому же, что мы изучали двадцать лет назад. И ввиду того, что жизнь стала интенсивнее – машин с каждым годом все больше, а в любом торговом центре очень легко потеряться, задача родителя усложнилась, появилось больше тревожности – как ребенку обеспечить безопасность в мире со столь интенсивным ритмом? До сих пор для нас безопасность – это безопасность во внешней, реальной среде. И очень мало говорится о том, что таит в себе среда виртуальная. При этом среднестатистический школьник по несколько часов в день проводит в гаджетах и Интернете, где разноплановый и неконтролируемый со стороны родителей информационный поток. Конечно, об очевидном – доступе к игровым и порнографическим сайтам родители заботятся. На этом все. В сознании у большинства родителей этим опасность интернет-среды ограничивается. Социальные сети стали уже практически неотъемлемым атрибутом нашей жизни. Страничка в Фейсбуке, ВКонтакте, Одноклассниках есть практически у всех. И дети, и подростки – не исключение. Ребенок получает практически неограниченный доступ к контактам с другими людьми. В том числе взрослыми, и подростками, имеющими негативные намерения – распространение наркотиков, удовлетворение сексуальных потребностей. Эта часть жизни существует, и она огромна – но скрыта от глаз окружающих. Любой, прикрывшись красивой аватаркой, может попытаться наладить контакт с вашим ребенком. Тысячи детей, движимые желанием понравиться, потребностью быть принятыми, вступают в переписку, за которой следует: предложение встретиться, предложение отправить фотографию эротического содержания и обмен такими фотографиями и материалами, предложение попробовать наркотики и рассказ «из первых рук» от том, как все это здорово, как дает ощущение полноты жизни, решает проблемы, дает возможность вступить в «элитный клуб» и быть принятым, возможность «делать то, что всегда хотелось», ведь родители этого не позволяют. Ответственность каждого родителя – провести разговор с ребенком. О том, что можно увидеть в интернете, о том, что может скрываться за аватарками незнакомых людей, о том, что они в общении преследуют исключительно свою выгоду. В подростковом возрасте ребенок особенно уязвим. Здесь и гормональный всплеск, и отделение от родителей, встреча со своими тяжелыми переживаниями, влюбленность, первые неудачи, комплексы, конфликты с одноклассниками… Виртуальный мир может показаться заманчивым избавлением от проблем, здесь – легкость общения, возможность казаться более уверенным, возможность проявить свою сексуальность… Еще одна неприглядная сторона виртуального присутствия в социальных сетях – это набирающая сейчас огромные масштабы травля подростков через специальные сайты и профили в Фейсбуке и ВКонтакте. Обычно травля начинается анонимными пользователями. На подростка обрушивается шквал полных ненависти, злости сообщений. При этом преследуется цель – унизить, растоптать личность, лишить опоры, ориентиров. И это очень просто сделать – травля обычно бывает коллективной, это выглядит так же, как когда весь класс бьет и унижает одного… Подросток испытывает чувство бессилия и невозможности противостоять этому, а если родители и учителя не знают, что происходит, он остается с этим один на один. Тема травли в Интернете – отдельная, огромная, болезненная, к сожалению, уже есть статистика о том, что каждый четвертый школьник сталкивается с этим в социальных сетях… Не все дети справляются с подобной ситуацией. Иногда это приводит к попыткам суицида. Часть таких попыток – завершенные. Родительская ответственность – осознавать, что мир изменился. Что кроме очевидных, «реальных» опасностей в виде интенсивного движения на дорогах, наркотиков и чужих людей, есть еще и виртуальный мир, не менее травмирующий и занимающий большую часть жизни и времени вашего ребенка. Что делать? Разговаривать. Рассказывать о том, что существует, что может произойти, предупреждать, информировать. И знать, что мы живем в 21 веке, когда социальные сети не менее реальны, чем то, что происходит во дворе и в классе.