Что делать с плохими эмоциями?

Кто из нас не сталкивался с ситуацией, когда хочется наорать на обидчика, наговорить ему грубостей, обозвать самими нелестными словами? Это, вроде бы, самый простой выход из конфликта: кровь за кровь! Но на самом ли деле простой тут выход? Попробуем разобраться…

Не спорю, ситуации бывают очень разные. Иной раз действительно есть резон повести разговор на повышенных тонах. Например, обидел начальник, придравшись к какому-либо мелкому событию. Служебные ранги тут автоматически ставят для вас преграду. Но эмоции ведь куда деть?

В Японии для таких ситуаций давно в отдельном помещении стоит манекен начальника (действующего, разумеется) и рядом находятся орудия «мести» – палки, боксёрские перчатки, биты, плети… Не получилось подавить в себе эмоции? Тогда иди якобы в туалет, сверни в другое помещение и от души «вломи» своему боссу. Медики-японцы говорят, что такой психологический метод расправы с «вредным» руководителем-обидчиком помогает поддерживать в коллективе иллюзию справедливости.

В Китае отрицательные эмоции можно «выплеснуть» иным способом. Там на предприятиях, в учреждениях имеется комната с анонимной стеной. На ней можно написать всё, что думаешь о начальстве. Это чем-то напоминает школьную нашу «традицию» писать в туалете на стене пакости об учителях. Типа: «МарьВанна дура!», «СанСаныч – пидорас!»

В других странах в Интернете существуют сайты, где тоже анонимно можно написать всё, что взбредёт в голову, чтобы насолить начальству. Единственное ограничение – нельзя указывать название предприятия или организации. ФИО начальника – можно. Ведь людей с одинаковыми именами, отчествами, фамилиями в любой стране может быть несколько.

Интересно, что опыт Запада начинают перенимать и в России. Недавно я набрёл в Сети на такой же сайт. Чтобы не рекламировать его, ссылку не даю. Но вы его отыщете в поисковике Яндекса. Появятся ли у нас комнаты для битья манекенов начальников? Не знаю, гадать не буду. Но есть ощущение, что дело незаметно идёт к этому.

Медицина однозначно пока не определилась с тем, что делать с плохими эмоциями, когда хочется постоять за себя с кулаками? Последствия «драки» обычно плачевные. Помните анекдот про устав для трудового коллектива? Пункт первый: начальник всегда прав. Пункт второй: если начальник не прав, смотри пункт первый. В разных вариациях (по служебным рангам) этот «бородатый» анекдот дошёл до нынешнего времени ещё с пещерного периода существования человека.

Смирение, как учит религия (ударили по одной щеке, подставь другую), вряд ли способствует разрешению внутреннего конфликта. Можно, конечно, промолчать, сделать вид, что ничего необычного в хамстве и ругани начальника нет. Ну, с кем не бывает – сорвался человек, наорал. Короче, простить. Многие так и поступают. Привыкли уже к тому, что у нас без «матерно-орального» стиля никак невозможно руководить. Допустим, вы один раз смиренно промолчали, второй, третий… Отрицательные эмоции остались внутри, они копятся. Что получается позже? Начальник уже начинает орать на вас не только наедине, но и при всех, не получая сдачи. Да и как ведь дать её? Ведь он, начальник, имеет возможность расправиться с «возникающим» подчинённым вплоть до увольнения. Ходить потом по судам, чтобы добиться восстановления?

Между тем есть способ поставить зарвавшегося руководителя на место. Правда, способ сложный, затратный по части нервов, но вполне эффективный. Начните поиск работы, продолжая трудиться на прежнем месте. Что это вам даст? Прежде всего, запасной вариант при форс-мажорных обстоятельствах. Вы станете чувствовать себя увереннее в части своей «нужности».

Далее – такой важный момент, как отношение к вам начальства на прежнем месте работы. Как ни странно прозвучит, но работодатели всех рангов в России по-прежнему наводят «справки» друг у друга, используя чисто советский приём подбора кадров. Что это значит? А то, что ваш нынешний начальник окажется со временем в курсе того, что вы ищете себе новое место работы. Если вы стоящий работник, то тут уже очень весомая «оплеуха» для него. В перспективе угадываются сразу три варианта отношения к вам в дальнейшем.

Первый вариант: он перестанет орать по мелочам, поскольку равноценной замены у него пока нет и сомнительно, что она появится. Второй вариант: он станет прилагать усилия к тому, чтобы у вас ничего не получилось с новым работодателем – наговорит по телефону ему много нелестного о вас. О том, что так и есть на самом деле, вы поймёте в дальнейшем сразу, когда с положительного отношения к вам работодатель резко перейдет на отрицательное отношение. Третий вариант: начальник, скорее всего, предложит вам некие льготы, чтобы вы больше не пытались искать новое место работы.

Но всё это возможно лишь при условии, что вы действительно ценный кадр, можете повышать свою квалификацию и в состоянии постоять за себя.