Что такое клиповое мышление?

Информационная перегрузка – это не просто разовое состояние отдельного человека. Это особенность современной культуры…

Вы заметили, как сильно изменилось массовое кино за последние 15-20 лет? Не только по части содержания, но и касательно технической стороны вопроса. Посмотрите на подачу: картинки на экране сменяют друг друга с сумасшедшей скоростью, сюжет развивается стремительно, но не всегда он кажется связным и логичным. Конечно, не каждый фильм стопроцентно попадает под эти характеристики, но тенденция очевидна: в большинстве случаев выходишь из кино – и не помнишь, что смотрел, зачем смотрел и как это отличалось от всего предыдущего.

Изменились не только фильмы, но и зрители. Современная молодёжь с трудом смотрит «классическое» кино, эти картины кажутся невыносимо нудными, долгими и затянутыми. А если фильм чёрно-белый, то совсем трудно становится его воспринять. Да и обсуждают в основном не подтекст, игру актёров или сюжет. Сейчас внимание зрителя сосредоточено скорее на спецэффектах и отдельных эпизодах.

На примере кино легко заметить, что современный человек иначе видит мир. Нам нужно быстрее, ярче, короче. А всё почему? Потому что нужно приспосабливаться под ускорившийся мир, обстреливающий нас информацией. Вот наше сознание и преобразилось, да так, что отдельное название получило: клиповое мышление.

Это такой способ восприятия мира, при котором поступающая информация воспринимается как мозаика, набор слабо связанных между собой данных. Клиповое мышление позволяет быстро сориентироваться в большом потоке информации и моментально улавливать главное, но поверхностно.

Хорошо это или плохо – вопрос сложный. С одной стороны, клиповое мышление защищает нас от информационной перегрузки. Собственно, для того оно и появилось. Ресурсы организма не бесконечны, и мы бы лопнули или сошли с ума, если бы полноценно обрабатывали всё подряд. Клиповое мышление позволяет быстро справиться с большими объёмами данных. Так мы спасаемся от количества информации. Но теряем в качестве. И вот почему.

Человеку с клиповым восприятием всё время нужно впитывать новое. Правда, обработать и запомнить это «новое» он не успевает: не хватает ресурсов. В итоге получается, что у обладателя клипового сознания глубина знаний очень и очень слабая. При таком способе мышления выхватываются отдельные факты и образы, а цельности и системности нет.

Кроме того, у такого человека снижается критичность мышления. Не хватает времени и дотошности, чтобы как следует разобраться в том, кто и что говорит, а самое главное – оценить всё это своей головой. Просто впитать то, что дают – куда легче, чем обрабатывать и копаться в деталях. Поэтому сознанием «современных» людей очень просто управлять – достаточно лишь быстро менять темы и картинки, тогда человек и не заметит, что что-то тут не так.

Телевидение – отличный тому пример. В передачах практически на любую тему (медицина, отношения, юриспруденция и т.д.) в качестве «экспертов» часто приглашают звёзд эстрады. А что они знают о теме? Как правило, ничего. Качество их знаний такое же обывательское, житейское, как и у простых зрителей. Но человеку с клиповым сознанием эта мысль редко приходит в голову, ведь он занят попытками понять, кто кого перебивает и оценкой «прав– не прав».

Ещё одна особенность клипового мышления в том, что информационная перегрузка в основном касается зрительного и интеллектуального. То есть вокруг нас много картинок, фактов, экранов и видеоинформации. Нам надо, чтобы мелькало. А ещё надо, чтобы коротко и ясно. Но в этом нет не только глубокого анализа, но и чувств. Чего-то живого и настоящего.

То, как изменилось наше отношение к себе и другим, очень явно показывают тенденции в развитии Интернета. Раньше мы вели дневники (роскошь, между прочим – уделять себе время, давать себе внутреннее разрешение быть). Сейчас – Твиттер. Раньше писали длинные и содержательные комментарии, сейчас – просто ставят лайки. Когда-то фотографии «рассказывали» о жизни, путешествиях и событиях. Но их заменили селфи. А статьи? Сейчас важна не суть, не новизна или глубина, а чтобы текста было поменьше, а картинок побольше (как в букваре:). Можно сказать, что девиз клипового мышления в этом смысле такой: «От содержания – к форме!»

В отношениях тенденция тоже повторяется. Всё труднее нам разглядеть внутреннюю красоту и изменчивость другого. Всё невыносимее становится работать над отношениями долго и методично, два шага вперёд – один назад. Проще сменить картинку. Да что уж там, мы и разговаривать-то разучились. Зайдите в кафе, посмотрите: как долго люди беседуют, сконцентрировавшись друг на друге? Если вы не за первым свиданием наблюдаете (и то не факт), то вы увидите картину «вечеринка, на которой есть вай-фай». Стимулов от личности одного человека – мало, нужны параллельные потоки информации.

Интересно, что в наше время всё чаще и чаще встречаются симптомы, порождённые «клиповостью» современной реальности. Причём они противоположные. С одной стороны это гиперактивность, хаотичность мышления и неспособность к концентрации. С другой – стремление уйти от мира. Одни чувствуют себя в этой реальности как рыба в воде, успевая всё и сразу, словно подпитываясь разносторонней деятельностью. Они дышат, потому что двигаются. Другие всё сильнее устают от людей, слов и картинок, ищут свою идею/ веру, прирастают к компьютерам, уезжают дауншифтить в Таиланд. Как будто пытаются сбежать от невыносимого давления.

А бывают такие счастливцы, которые тонко чувствуют свои потребности. Они умудряются быть активными, не теряя при этом себя. Они могут быть «в теме», но при этом дают себе право на одиночество и тишину. Чего нам всем и желаю.