Детские страхи и фантазии: что должны знать взрослые об особенностях восприятия у детей до 9 лет?

В статье речь пойдет о «невидимых товарищах по игре» у детей, о которых мало кто из взрослых догадывается. Дело в том, что детская фантазия может творить в такой форме, которой взрослый, если он не художник, не может достичь…

Например, детские страхи основаны на таком «видении»: ребёнок «видит» под кроватью страшного волка. Это не значит, что он обманывает. Он фантазирует, исходя из своего психологического состояния в данный момент. Подобные детские видения соединяются с детской фантазией, и в результате порождают либо «невидимых» врагов ребёнка, либо его «невидимых друзей».

Взрослые, как правило, не понимают детей в таких ситуациях, поэтому им кажется, что ребёнок болен или нарочно врёт, или любит похвастать. Поэтому многие дети не делятся со взрослыми своими «друзьями», уверенные, что их всё равно не поймут.

Впервые о «невидимых друзьях» детей заговорили учёные-психологи и педагоги Вальдорфской школы в начале 20 века. В частности, эта проблема глубоко изучалась Каролиной фон Гейдебранд. А вот такое свойство детской фантазии давно отражено в сказках. Одну из таких сказок Каролина фон Гейдебранд приводит в качестве примера – это сказка братьев Гримм о жерлянке. Основной сюжет сказки таков: жерлянка приходила к девочке попить молока из её чашки, а в благодарность за это приносила ей из своей сокровищницы сверкающие камни и золотые игрушки. Жерлянка всегда пила молоко из детской чашки на лестнице, а булку не трогала, оставляла.

Однажды девочка заговорила с ней вслух. «Малютка, кушай булку!» – сказала девочка. Мать девочки случайно услышала разговор дочери, увидела жерлянку, выскочила с поленом и убила её. Трагизм происходящего заключался в том, что пока жерлянка была жива и общалась с девочкой, та была здорова, росла, а после разлуки со своим маленьким и преданным другом девочка стала худеть, заболела и вскоре умерла.

В сюжете сказки вроде бы нет внешней причины для смерти девочки. Однако, по мнению психологов, всё происходит на уровне душевных сил ребёнка. Мать понятия не имела о том, что жерлянка – «невидимый друг» девочки, она помешала ребёнку проявить свои творческие силы, и они стали скапливаться в организме, разъедая его. Взрослые часто сопровождают своё непонимание детских фантазий словами типа: «Не говори глупостей!»

Теперь предлагаю задуматься об образе Карлсона. Кто он для Малыша? По моему мнению, такой же «невидимый друг». Плод воображения ребенка, друг его игр и забав, друг его души, с которым ему интересно. Но по мнению взрослых, таких Карлсонов на самом деле не существует! Мальчик, лишённый родительского понимания, отданный на попечение не любящей его воспитательнице, находит душевную опору в придуманном им существе.

Здесь важно отметить ещё один факт: фантазируя и развиваясь, дети не могут самостоятельно отличить правду от вымысла. Об этом тоже взрослые либо не знают, либо забывают, когда оценивают высказывания и поведение своих детей. Каролина фон Гейдебранд приводит по этому поводу ещё один пример.

Девочка пяти лет заявляет матери: «Мама, я на улице видела льва!» Мать ей не верит, говорит, что это была просто большая собака. Она считает, что дочь солгала, и требует, чтобы девочка попросила вечером прощения у Боженьки. Утром она интересуется у дочери, просила ли она у Бога прощения, та отвечает: «Да. Но Боженька сначала тоже подумал, что это был лев».

Эта история, к счастью, не так трагична, как история девочки с жерлянкой. «Невидимые друзья детских игр» обычно остаются с ребёнком до смены зубов, самое позднее – до 9-го года. Как только ребёнок вливается в коллектив (в детском саду или в школе), друзья-невидимки исчезают, потому что теперь у ребёнка появляются товарищи из реальной детской жизни. Если же ребёнок одинок в коллективе и в семье, то его друзья-невидимки могут стать предметом насмешек со стороны сверстников ещё долгое время.