Фарфоровые дети. Как воспитывают молодое поколение?

Основная потребность человека – знать свои нужды и желания. Мы из поколения детей, не знающих свои потребности, за нас эти проблемы решали родители…

Помните:

– Миша, иди домой!
– Мам, а я голодный или я замёрз?

Каждое поколение решает свои проблемы за счёт ребёнка, мы решаем их, придумывая и исполняя желания. Мы исполняем каждое желание по принципу «любой каприз за наши деньги». Мы пытаемся исполнить все мечты и желания, и ребёнку больше не о чем мечтать и не к чему стремиться.

Я помню одну маму с полным пакетом подарков, которая тащила своё трёхлетнее дитя на карусели. Трёхлеток откатался и вышел с видом капризным и недовольным. Умученная мама, которая хотела наполнить его счастьем до краёв и, судя по виду, забыв обо всём, таскалась с утра по магазинам игрушек и была на грани физического и эмоционального истощения, выдала Неблагодарному по полной программе. Дитя было в шоке: а что, собственно говоря, от него хотели?

Нельзя питаться только сладким.
Нельзя быть счастливым, если всё делают за тебя.

Счастье – это награда.

Дорогие мамочки, счастье нельзя дать, им можно только поделиться. Если мы сами несчастливы, то сколько ни будем тужиться, задаривать и баловать, дитя останется недовольным, а мы попадём во фрустрацию.

Мы оберегаем и сдуваем пылинки, и ребёнок становится стеклянным, хрупким, эмоционально неустойчивым. Мы растим его для себя, как фарфоровую куклу: наряжаем, придумываем профессию и жизнь. Мы до сих пор играем в куклы, только с собственным ребёнком, не ведая, что калечим его.

Баловать ребёнка гораздо легче и приятнее, чем его воспитывать.

Воспитание – огромный ежедневный труд и ответственность. Воспитание – это диалог с личностью, с другим, не похожим на тебя, но которому есть что сказать, и важно его выслушать и понять. Воспитание – это не только давать, но и брать. Когда существует равновесие сил, тогда существует и безопасность.

Я недавно разговаривала с одной монахиней. Она видела и испытала все ужасы войны, голод, потерю близких. Ей 84 года, она умеет всё. Такие вкусности из ничего может приготовить только сестра Регина! Она делает обалденное мороженое из чая, шьёт сама сандалии, она не просто ухаживает за цветами, она делает из этого искусство. Всё успевает, всех и всё помнит. Она не имеет высшего образования, но у неё в друзьях профессора и архиепископы. Нет более жизнерадостного и открытого человека.

Так вот, многие годы она готовила в монастыре, шила для сестёр сандалии, ухаживала за цветниками, занималась керамикой. Теперь она на пенсии. И когда сейчас приезжаешь в монастырь, то видишь, что еда стала намного проще и намного невкуснее. Сёстры готовят через день, поскольку, по словам сестры Регины, молодое поколение гораздо слабее и им трудно много работать.

В её словах нет упрека, это правда.

Мы слабее, мы многого не умеем, мы живём только головой и так учим детей.

Как в большинстве случаев выглядит день ребёнка?

Уходит в школу, приходит из школы, дома всё готово, покормили, отправили делать уроки, отправили на занятия, или ребёнок уселся за компьютер и игры. Всё. Живём головой.

Вырос – пошёл в университет, получил профессию и вышел на работу, по большому счёту не умея ничего, с миллионами таких же. И растим этакое нечто с огромной головой, набитое огромным количеством непонятно какой информации.

Но человек – это не только голова. Мы забыли о рукоделии, а не это не только умение, но и радость творения, это возможность привести свои чувства и мысли в порядок. Забыли о танцах – не тех, которые проводит учитель с криками и муштрой, а для себя.

Сколько ваш ребёнок и вы знаете песен? А это огромная радость и тренировка позитивных эмоций. Люди испокон веков, несмотря на все тяготы жизни и массу проблем, интуитивно создали выход для себя, своих эмоций. Посмотрите, в менее развитых странах, где песни поют и танцы пляшут, несмотря на все насущные проблемы, уровень удовлетворения жизнью выше, чем на процветающем Западе. Где человек гонится за деньгами. Не умеет отдыхать и потом аккуратно выдаёт эти деньги на психотерапевтов и антидепрессанты.

Посмотрите на современные игрушки – там нечем играть, там нет поля для фантазии и действий, всё красивенько и всё сделано за тебя, ребёнку надо только кнопку нажать. И в этой интеракции главной становится игрушка, а ребёнок к ней – как дополнительный аксессуар.

Психическое здоровье – это распределение труда и отдыха.

У ребёнка должны быть свои обязанности.

Пример из жизни. К специалисту на психотерапию приходит девушка, которая ничего не делала в доме. Мама делала всё за неё, она хотела, как лучше – выкроить для ребёнка время на учёбу, на занятия языками. Так вот, у этой девушки нет дома, нет чувства дома. Она всю жизнь прижила в «гостинице», она не оставила свой след в своём доме. Она осталась только тенью и теперь не может найти себя в этом мире.

Наш опыт оставляет след в нашей психике и определяет направление нашей жизни. Человек – очень сложный механизм, и за этим сложным механизмом требуется правильный уход, чтобы все функции работали долго и были во благо.