Почему оценочное мышление является полезным?

Часто можно услышать советы типа: «избегайте оценочного мышления», «учитесь смотреть на всё нейтрально», «не поддавайтесь субъективным оценкам» и так далее…

Начать следует с того, что «безоценочного» мышления попросту не существует. Вся наша психика построена на оценках. Потому что главная задача нашей психики – помочь нам выживать и улучшать свою (и порой чужую) жизнь. А это невозможно делать, если не уметь разделять всё на свете на хорошее и плохое.

Если бы мы ничего никак не оценивали, то мы бы не видели разницы между тем, чтобы засунуть вилку в розетку, и тем, чтобы засунуть туда свои пальцы. Мы бы просто умерли, если бы не могли понять, что первое – хорошо, а второе – плохо. Но мы умеем это понять, и потому живы и пользуемся розетками (и другими вещами) по назначению.

Вся наша жизнь пронизана оценками. Мы всегда к чему-то стремимся и чего-то избегаем. Нет ни одного человека, который вёл бы себя иначе. Для каждого человека есть какие-то вещи, которые он считает хорошими, и какие-то вещи, которые он считает плохими.

Однако же с оценками действительно могут возникать проблемы. Но они заключаются вовсе не в том, что мы в принципе пользуемся оценками. Они заключаются в том, что мы пользуемся неадекватными оценками.

Что значит «неадекватными»? Например, опоздав на 15 минут на работу, можно считать, что это нехорошо, может вызвать проблемы и следует впредь стараться не допускать такой ошибки. Однако если вы при этом будете думать: «Опоздание – это самое ужасное, что может быть, я опозорен, меня уволят, я никогда больше не смогу устроиться на работу и умру с голоду!» – это явно неадекватная оценка. Она преувеличенно ужасная и приведёт вас к истерике, депрессии и прочему неадекватному поведению.

Или же, напротив, если вы будете верить в то, что игра в азартные игры обязательно принесёт вам огромные выигрыши, то вы впадёте в эйфорию и, как следствие, в игроманию. И, разумеется, разоритесь.

То есть неадекватные оценки – это когда мы оцениваем что-то чрезмерно плохо или чрезмерно хорошо. Когда мы не пытаемся разобраться – что именно конкретно нам следует считать хорошим и плохим. Когда наши оценки становятся недостаточно точными.

Именно в такие моменты и возникает ошибочная идея того, что вообще ничего не надо оценивать. Ошибочная, потому что это, повторюсь, в принципе невозможно. Если мы перестанем что-либо оценивать, мы потеряем всяческие ориентиры в жизни и не сможем вообще ничем заниматься.

Зато если мы будем учиться адекватному оцениванию, то, напротив, мы сможем заниматься много чем, причём успешно и сохраняя адекватные эмоции. Потому что, когда мы тщательно размышляем над тем, что именно является хорошим, что именно является плохим и насколько конкретно оно хорошее или плохое, у нас не будут возникать проблемы с тем, чтобы понять, что именно нам делать.

Вот это хорошее – значит, мы это делаем. Вот это плохое – значит, мы это не делаем. Самое главное – уметь очень точно отличать одно от другого, чтобы не принять хорошее за плохое и наоборот. И, адекватно оценивая свои успехи и неудачи, можно реагировать на них достаточно здраво, не впадая ни в депрессию, ни в эйфорию.

Поэтому не отрицайте оценочное мышление, а тренируйте его. Учитесь максимально точно и тщательно определять, что именно для вас является хорошим, а что именно – плохим. Учитесь определять, что лучше чего, что хуже чего и насколько одно лучше или хуже другого. Развивайте свои навыки оценивания. И тогда ваше оценочное мышление станет помогать вам, а не мешать.